Психотерапевтические разработки в акушерстве

В начале 80-х годов, начиная с Москвы, в России сформировалась и продолжает развиваться система социокультурных взглядов на беременность и раннее детство. Признание акушерами-гинекологами таких психических комплексов, как перинатальные матрицы, свидетельствуют о готовности медицинской науки к развитию общепринятой парадигмы с учётом трансперсонального опыта .

Используя теорию перинатальных матриц, психологи Санкт-Петербургского государственного университета в течение 10 лет подготавливают и организовывают  беременных  женщин так, чтобы они могли пережить мягкие роды, и дать возможность ребёнку на всех этапах рождения реализовать свои инстинкты и потенциальность. Этим предупреждается формирование негативных психоидов, систем конденсированного опыта, которые в будущем могут мешать человеку реализоваться.

На базе С.Петербургского Университета будущие родители проходят систему психологической подготовки к родам (программа «Глория»). Туда входят следующие методики:

  • научение женщины родовому поведению (позы, дыхание, голос, водные процедуры, массаж);
  • обучение мужа механизмам помощи жене до и после родов;
  • обучение семейной пары методам саморегуляции и самоконтроля;
  • способность активизации творческого потенциала;
  • обучение механизмам ухода за ребёнком и его раннему воспитанию.

В 1996 году было проведено комплексное исследование, включающее работу со следующими группами:

  • беременные женщины,
  • не беременные женщины,
  • акушерки.

Работа психолога осуществляется 2-3 раза в неделю с различными группами:

  1. Группа беременных на начальных сроках беременности (20 недель). Занятия построены так, чтобы как можно больше вовлечь женщину во внутреннюю духовную работу, укрепить интуитивную, эмоциональную связь с ребёнком, настроиться на доверие к самой себе, мужу, персоналу, избавиться от комплексов и предрассудков.
  2. Группа беременных на поздних сроках беременности (20-40 недель). Эта группа занимается в основном отработкой технологии ведения родов с применением дыхательных упражнений, массажей, различных поз. Продолжается психологическая работа по снятию страхов перед родами, снятию болей с помощью применения йога-терапии, проводятся занятия по позитивному планированию родового процесса.
  3. Группа для мужей, желающих помогать своим жёнам во время родов. Работа этой группы начинается с психокоррекции отношения мужчин к восприятию родового процесса. Далее начинается обучение мужчин технологиям дыхания (мужчина может помогать держать правильный ритм дыхания), техникам поддержек (упоров, подхватов, стоек) во время схваток, когда женщина особенно необходимо участие, помощь близкого человека. При этом очень важно знание психологических тонкостей женщины в родовом процессе.
  4. Индивидуальная работа с женщинами и мужчинами. Это самая тонкая часть работы, предполагающая разбор наиболее сложных случаев, состояний, переживаний в семье.
  5. Работа с врачами. Психолог проводит с врачами занятия по обучению методам психокоррекции в родах, способам организации позитивного эмоционального пространства, знакомит с теми приёмами, которым женщины обучались на занятиях (с применением дыхания, массажа). Последнее необходимо, чтобы врачи были способны организовать женщине максимально естественное течение родов с главным принципом – не мешать, не нарушать естественный процесс. Другая сторона работы психолога с врачами – проведение групп психологической разгрузки, которая включает в себя самомассаж, динамические упражнения, медитация, что позволяет врачам поддерживать адекватное функциональное состояние и не терять форму.
  6. Работа с акушерками. В результате исследования опросника психотравмирующих событий, выяснилось, что основным лицом, которое предпочитает видеть в родах женщина, является акушерка, а затем уже муж. Именно от акушерки зависит сохранение женщиной психоэмоциональной стабильности, мобилизация физических сил, успешное родоразрешение.

Работа с акушерками по обучению методам естественного обезболивания (дыхание, массаж, голос) может проходить вместе с врачами. Отдельно проводится тренинг по основам психологии общения и саморегуляции, так как акушеркам необходимы качества хороших коммуникаторов.

На занятиях могут присутствовать и мать и отец, в зависимости от планов семьи. Занятия могут проводиться как во время беременности, так и до зачатия; максимальный курс 9 месяцев, минимальный – 3 месяца перед родами.

Все упражнения и методики, даваемые на занятиях, рекомендуется повторять в домашних условиях с участием мужа, при его поддержке, особенно техники массажа, растяжек, дыхательные упражнения.

Программа «Глория» с 1995 года принята психотерапевтическим сообществом и внедрена в нескольких роддомах С-Петербурга, а также в Перми, Новосибирске, Волгограде. На данный момент по этой программе проводятся занятия и в Липецке (проф. центр « мать и дитя»).

В учебных программах школ родительского опыта удаётся реконструировать единый неразрывно связанный процесс вынашивания, рождения и воспитания младенцев. В школах родителей беременные женщины чувствуют себя не «белыми воронами коллектива», так как все здесь беременные и это является нормой. Кроме общения друг с другом женщины проходят различные оздоровительные мероприятия:

  1. Физические упражнения во время беременности с целью подготовить и откоординировать своё тело к моменту самого тяжёлого физического труда, т.е. родам.
  2. Прогулки на свежем воздухе.
  3. Посещение бассейна. Пребывание в гидроневесомости даёт возможность снять нагрузку с опорных скелетных мышц, расслабиться и отдохнуть. Специально подобранные упражнения позволяют преодолевать страхи перед родами.
  4. Теоретические занятия по ведению нормальной беременности, по основам медицинских знаний акушерства, по новорожденности и первому году жизни.
  5. Диетотерапия с предпочтением вегетарианства.
  6. Практические занятия. Релаксация или расслабление.

Роды должны проходить в состоянии максимального расслабления и доверия к происходящему. Умению правильно расслабляться нужно учиться. Существует важность и необходимость психического воссоединения с собственным ребёнком.

Школа мам обучает родителей, начиная с первого месяца жизни малыша, практическим навыкам ухода и общения с новорожденным. Все дневные программы для малыша выполняются родителями по специальным программам, которые даются на курсах. Ежедневные массажи, гимнастика дают возможность компенсировать вынужденную неподвижность младенца. Плавание в безопорном пространстве, позволяет младенцу отдохнуть от тяжёлой земной гравитации.