Высшая нервная деятельность |
Физиологические процессы коры полушарий головного мозга регистрируются постоянно в виде биоэлектрической активности. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) различают 4 типа мозговых волн: бетта-волны самые маленькие и частые, по амплитуде характеризуют работу мышления в момент бодрствования. Альфа-волны немного больше и наступают во время сновидений или воображения с закрытыми глазами. Во время сна волны становятся медленней и выше, преобладает дельта-ритм . Самые медленные и большие тетта- волны возникают в медитациях и глубоком сне. Функция полушарий большого мозга И.П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью , которая включает в себя поведение и деятельность, направленная на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Он писал: «Если бы животное не было точно приспособлено к внешнему миру, то оно скоро или медленно перестало бы существовать. Рефлексы – суть этого приспособления или постоянного уравновешивания». Рефлексы: сосания, глотания, слюноотделения, кашля, чихания, моргания, оборонительный рефлекс одёргивания и другие - называются безусловными и могут осуществляться с момента рождения. Существуют и более сложные безусловные рефлексы – пищевой, оборонительный, половой, родительский, которые называются инстинктами. Если бы внешняя среда не изменялась, то этих реакций было бы достаточно для существования организма, однако окружающий мир сложен и изменчив, что вынуждает развивать условные рефлексы, которые вырабатываются в течение индивидуальной жизни. Условные рефлексы вырабатываются и осуществляются подкорковыми структурами (гиппокамп, гипоталамус и ретикулярная формация) и высшим отделом центральной нервной системы. Они являются временными нейронными связями, которые могут исчезнуть, если не подкрепляются безусловным раздражителем. Для человека значение сигнала приобретает слово, которое может заменить все природные раздражители и вызвать те же реакции. Слово и речь составляют вторую сигнальную систему . При помощи слов образуются общие понятия, возникает словесное человеческое мышление. Совместная трудовая деятельность рождает речь, как средство общения между людьми. Для развития второй сигнальной системы, решающее значение имеют первые 6 лет жизни человека. Речь устная и особенно письменная создала условия для передачи и хранения знаний. Для эффективного обучения необходимо обеспечить прочное запоминание обучаемого материала и извлечение из памяти в экстренно изменяющихся условиях реагирования (умение, догадка). По-видимому, нейроны всех структур центральной нервной системы обладают свойством в той или иной степени временно «запечатлевать» нервные состояния, которые возникают в результате возбуждения или торможения рефлекса Ход развития анализа и синтеза сложных раздражителей зависит от одновременного или последовательного взаимодействия компонентов с формированием в коре комбинационных центров. В процессе синтеза в обеих сигнальных системах последовательно объединённых двигательных актов в единую цепь движений, происходит формирование двигательного навыка, закрепляющегося тренировкой на фоне кинестетического раздражения. Условные рефлексы у младенцев вырабатываются менее прочно, и скорость образования с возрастом увеличивается. В первый год жизни в начале формируются только вегетативные, условные рефлексы, затем двигательные, наконец, появляются речедвигательные, которые закладывают самые элементарные основы второй сигнальной системы. Для детей от одного года до четырёх лет, характерно быстрое развитие условных рефлексов на непосредственные раздражители с накоплением речевых реакций. К концу второго года словарный запас может составлять 200-400 слов, а к концу третьего – 2000 слов и больше. Автоматизированные ценные двигательные рефлексы (навыки) могут не доходить до второй сигнальной системы, хотя они и были сформированы при её участии. Наряду с этим, человек способен мысленно воспроизводить сложнейшие движения. Двигательные реакции при этом внешне не выражены, но отчётливо повышается тонус мышц, в них возникают биоэлектрические и биохимические сдвиги, сходные при действительной работе. Вторая сигнальная система – основа словесного, абстрактного мышления. Новый раздражитель одновременно вызывает целый комплекс реакций: блокада альфа-ритма коры головного мозга, поворот глаз в направлении источника звука, света и т.п., появляется задержка дыхания, кожно-гальваническая реакция, изменение сердечного ритма, усиление мышечного тонуса. По мере повторения раздражителя они закономерно угасают, восстанавливаясь при смене раздражителя или условий его применений. Выработка условного рефлекса облегчает развитие торможения. Существует относительная независимость процессов формирования реакций на осозноваемые и неосозноваемые раздражители даже одинаковой природы и ускоренное влияние второй сигнальной системы при образовании условнорефлекторных реакций на осозноваемые стимулы. Формирование речевых реакций невозможно без звукового словесного подражания, в этом процессе особую роль играет установление связи слова с видом, осязанием предмета и звуком, исходящим от него. Годовалый ребёнок выделяет наиболее сильные звуки из слова и из них может строить примитивные фразы. Например: «Пойдём гулять» выглядит как «По гу». На втором году жизни происходит соединение слов в последовательные комплексы – фразы и автоматизация их. Лишь к четвёртому году речевые цепи удлиняются и упрочняются, и начинает формироваться процесс обобщения и абстракции. У детей младшего школьного возраста уже довольно хорошо развиты аналитико-синтетические механизмы, которые отличаются конкретностью, а уж потом логикой. Развитие ВНД у 10-16 летних подростков многим схоже с развитием ВНД у взрослых. В старости, из-за слабости нервных импульсов и растормаживания, возникает рассеянность, болтливость и несдержанность. На фоне слабой концентрации и быстрым забыванием текущих событий, старики способны вспоминать давно забытые события. У людей старше 60 лет затруднена выработка всех видов внутреннего торможения, что более всего сказывается на речевой функции. В связи с данными о том, что у детей тормозной процесс отстаёт от возбуждения, можно думать, что превалирование возбуждения у детей вызывает недооценку, а при развитии торможения с возрастом – переоценку отрезков времени, через которые предъявляется раздражитель. Корковое торможение бывает безусловным и условным, и вырабатывается путём неподкрепления условного раздражителя безусловным. Если раздражитель настолько силён, что под его действием может произойти истощение или нарушение в нервной клетке, то происходит охранительное торможение. Сон – это охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Сон является непременным условием жизни, при котором происходит выключение сознания и изменяются вегетативные функции: снижается обмен энергии, частота сердцебиений, кровяное давление, температура тела, мышечный тонус и урежается дыхание, а также появляются на ЭЭГ медленные большие дельта-волны. Способствуют засыпанию тишина, темнота, тепло и монотонные слабые раздражители. В естественных условиях может наблюдаться частичный поверхностный сон (дремота). Сон не однородный процесс: на фоне медленной фазы, через 60-80 минут начинается быстрая фаза со сновидениями и быстрыми движениями глазных яблок. При этом, в течение получаса на ЭКГ регистрируются короткие бетта-волны бодрстования. Регулируют состояние сна и бодрствования промежуточный и средний мозг, которые взаимодействуют с лимбической системой и зоной коры головного мозга контроля вегетативных функций. Гипноз, как и сон, может выключить вторую сигнальную систему: испытуемый перестаёт осознавать значение сигналов и действий, которыми он отвечает на условные раздражители. Образовавшиеся временные связи могут сохраняться в течение всей жизни в «спящем» состоянии, а при сильном возбуждении или при ослаблении тормозного процесса проявлять себя. Такого рода растормаживание наблюдается во время гипнотического сеанса. Гипноз или самовнушение можно достичь слабыми, длительно и монотонно действующими раздражителями. Или наоборот - чрезвычайно сильным, необычным раздражителем, с возникновением запредельного торможения, с возможным «окаменением». Процессы памяти представляют собой запечатление информации, её переработку, хранение и воспроизведение. По срокам хранения информации разделяют память - краткосрочную и долгосрочную, с последующим забыванием. Процесс запоминания может быть произвольным и непроизвольным. Наиболее оптимальное, произвольное запоминание формируется при пятикратном повторении информации. При этом используются такие приёмы заучивания, как механическая память (зазубривание), образная, логическая и мнемотехническая (используются специальные техники запоминания). По использованию информации память бывает оперативной и промежуточной. Зависит память от восприятия, удержания и воспроизведения. Особенности восприятия. Обычно, у человека работа одного полушария мозга доминирует над другим полушарием, при этом у каждого полушария есть специфические проявления, которые характерны только ему. Для людей, у которых сильнее работает правое полушарие, характерно восприятие текущего времени и конкретного пространства в виде образов, событий, лиц. При этом имеется тенденция к пессимистической, мрачной реакции на мир. Доминатное левое полушарие даёт людям способность к запоминанию символов и имён, чтению схем. При этом развивается более детальное восприятие, речевая активность. Мир воспринимается лёгким и весёлым. Воспринимая импульсы из внешнего мира органами чувств, каждый человек предпочитает свою репрезентативную систему, которая из всех чувств является доминантной. По этим системам типы людей рассматриваются как: визуал, кинестетик, аудиал, дигитал. Визуал предпочитает зрение. Взгляд у него яркий, с поднятой головой на фоне скованных движений туловища. Сохраняет дистанцию для общения «чтобы видеть». Направлен взгляд над окружающими. Кинестет чувствует касаниями. Чаще с округлым типом тела, он спокоен и расслаблен. В общении важны прикосновения с направлением взгляда под окружающими. Дистанция очень близкая. Любят удобства. Аудиал любит слушать, опустив глаза и наклонив голову в бок. Кроме этого любит говорить, хотя в обстановке любит тишину. Дигитал – это такой тип людей, которые постоянно контролируют своё поведение, чтобы оно было «правильным». Обычно у них мягкое тело с застывшей позой, прямой осанкой и скрещенными руками. Голос при общении монотонный без зрительного контакта, смотрит над толпой. Любит всё функциональное и рациональное. При процессе анализа и синтеза в головном мозге, происходит автоматическое движение глаз в направлении той репрезентативной системы, которой человек пользуется на данный момент. Схема движения глаз для правшей: В - визуальное воспоминание. Предыдущий зрительный опыт и зрительная память. Вк - визуальное конструирование. Создание нового опыта планирование, математический расчет. А - звуковая память - голоса, интонации, звуки, музыка. Ак - аудиальное конструирование сочинение музыки. Ад - внутренний диалог, контроль и программирование речи. К- кинестетика. Телесная память, ощущения, запах, вкус.
Типы и характер высшей нервной деятельности. Тип нервной системы является врождённым, обусловленным наследственностью, но на него значительное влияние оказывает окружающая среда, формирующая сплав из типа и приобретённых свойств, т.е. характер. Проявление характера может быть направлена на окружающие факторы или на внутренние переживания. Экстраверт - личность, обращенная во вне, подвижен и общителен. Интроверт - отделен от всех собственными представлениями и переживаниями, контролирует эмоции. Как было установлено, нервные процессы отличаются по силе, уравновешенности и подвижности. Сила нервных процессов определяет работоспособность нервных клеток. Сильный тип нервной системы подразделяется: уравновешенный и неуравновешенный, с более сильным процессом возбуждения. Уравновешенный тип встречается в двух вариантах, различающихся по степени подвижности нервных процессов при перестройке поведения. Подвижный тип быстро перестраивается на новый лад, а инертный – медленно. Также существует слабый тип нервной системы работоспособности нейронов. Оказалось, что представленные И.П.Павловым типы нервной деятельности совпали с классификацией темпераментов, данной Гиппократом 2500 лет назад. Типы темпераментов: Холерик (сильный, неуравновешенный, легко возбудимый, агрессивный). Сангвиник (сильный уравновешенный и подвижный). Флегматик (спокойный, малоподвижный, солидный). Меланхолик (слабый, подавленный, с мрачным настроением). Слабый тип формируется при воспитании в «оранжерейной» обстановке, без сильных и необычных раздражителей, где не приходится заниматься напряжённым трудом и преодолевать препятствия. Акцентуации характера.
Акцентуации считаются вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных. Акцентуации рассматриваются как пограничные между нормой и психопатией состояния. Гипертимный типЛюди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей. Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу. Циклоидный типЦиклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель. При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года. Сенситивный типОтличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей. Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту. Шизоидный типПодростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно. Истероидный типИстероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников. Конморфный типДети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности. Психастенический типПодростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению. Паранойяльный типНе всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные. Неустойчивый типПодростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению». Эмоционально-лабильный типДети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи ( косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих. Эпилептоидный типВ раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.
Соционические психотипы. ЛОГИКА-ЭТИКА, СЕНСОРИКА – ИНТУИЦИЯ. В нашей психике работает система ограничителей, которая, с одной стороны, отсеивает ненужную информацию, а с другой — нацеливает на определённый род деятельности, необходимый для жизни социума. Люди наделены всяческими способностями в различной степени. Какая-то ориентация обычно преобладает. В соответствии с этим можно выделить: 1) мыслительный тип, 2) эмоциональный тип, 3) ощущающий тип, 4) интуитивный тип. Каковы в самом общем виде их свойства? Мыслительный тип (логик) воплощает человек, для которого определяющим является объективный мир; мир иерархии и порядка, закономерных связей и чётко выстроенных конструкций. Его интересы могут быть сосредоточены на изобретении новых машин и механизмов, он может быть поглощен созданием научных теорий или размышлять об устройстве мироздания, но редко его интересует мир человеческих отношений. В людях он ценит прежде всего деловые качества; надёжность, предсказуемость, верность взятым на себя обязательствам. Аргументами доказательств могут быть только проверенные факты. Если он почему-либо оказывается в ситуации, когда невозможно обойтись без эмоционального отклика, он использует принятые в обществе стереотипы эмоционального проявления, у него стандартный набор жестов, улыбок; если же ситуация оказывается неординарной, он испытывает замешательство. Эмоциональный тип (этик), напротив, ориентирован на отношения с другими людьми. Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше — вопросы добра и зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы. Эмоциональный тип легко внушаем; мнения окружающих могут для него быть вескими аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо, если аргументы построены на логических доводах; здесь он чувствует себя неуверенно и старается придерживаться норм, принятых в обществе. Ему самому трудно решить, насколько истинно то или иное утверждение о мире объектов, идей, устройстве мироздания. В проявлениях своих эмоций он, напротив, весьма свободен, использует широкий спектр эмоциональной выразительности. В силу этого он может легко и безошибочно устанавливать психологическую дистанцию в общении, здесь он ориентируется на то, как человек говорит, каковы его жесты, выражение лица, паузы, интонации... Мыслительная и эмоциональная способности человека связаны обратной зависимостью: сильно выраженный мыслительный тип, как правило, мало эмоционален, и наоборот,— ярко выраженный представитель эмоционального типа лишь в слабой степени обладает свойствами мыслительного типа. Здесь мы, таким образом, имеем дело с альтернативой, которую в соционике принято называть «дихотомия». В соционике юнговские термины заменены следующим образом: вместо «мыслительный тип» — логик, вместо «эмоциональный тип» — этик. Мы не будем обсуждать целесообразность такой замены, а лишь констатируем, что эти термины прижились в соционике. Логик – ориентирован на объективную реальность, физические законы мироздания, процессы производства, ради дела может проявить твёрдость, ценит профессионализм. Этик – человек эмоциональный, хотя внешне не обязательно проявляет свои чувства. Зависим от мнения окружающих, легко втягивается в эмоциональные конфликты, умеет правильно выбрать психологическую дистанцию общения. Перейдем к следующей дихотомии. Ощущающий тип (сенсорик) характеризует человека, который живет, как говорят психологи, «здесь и теперь». Его внимание постоянно направлено на все то, что его окружает, его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает всякие мелкие изменения в обстановке. Он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя, поскольку к этому стремится. Такому человеку легко переключить свое внимание от любых неприятностей — для этого достаточно сменить обстановку. Ему трудно ждать, когда наступит благосостояние. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — сейчас). Его девиз — действие. Для него характерны умение быстро переключаться, следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к этим изменениям. Интуитивный тип (интуит), в отличие от ощущающего, интегрирует непосредственные впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. Поэтому внешние проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, инициировать его к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни он может оказаться рассеянным, не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают произвольное направление, быстро отрываясь от непосредственных впечатлений. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться лучше, чем хорошо проверенное старое. В соционике вместо юнговских понятий: «ощущающий тип», «интуитивный тип» приняты обозначения — сенсорик, интуит. Здесь, так же, как в случае с парой логик-этик, мы легко можем заметить обратную зависимость. Сенсорик, чье внимание целиком занято конкретными предметами окружающего реального мира, вряд ли будет сколько-нибудь долго погружаться в мечты и фантазии. Интуит, соответственно, не будет утруждать себя разглядыванием подробностей предметного мира,— образ ему дороже реальности. Сенсорик – воспринимает мир конкретно, живет «здесь и теперь», ценит комфорт и умеет его создать, стремится к практической деятельности, предпочитает получать результаты своего труда в материальном воплощении. Интуит – характеризуется целостным восприятием действительности, мечтатель и романтик, экспериментатор и генератор множества идей, порой неосуществимых. Бывает рассеян, непредсказуемые возможности предпочитает реальной выгоде. Уже этих сведений нам достаточно, чтобы прийти к важны выводам. Поскольку оси логика-этика и сенсорика-интуиция не зависимы друг от друга – расположим их на плоскости, перпендикулярно друг другу. Тогда получится четыре области, в которых сильны только две стороны: I – ПРАКТИКИ – это те, у кого сильны логика и сенсорика; II – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – у кого сильны логика и интуиция. III – СОЦИАЛЫ – соответственно, с сильными этикой и сенсорикой; IV – ГУМАНИТАРИИ – наименее практичные люди, с сильными этикой и интуицией.
Экстравертные и интровертные типы и функции УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОГО ТИПА Деятельность экстраверта, как правило, полностью направлена на объект и определяется этим объектом. В объекте он видит преобладающую ценность. Его жизненная энергия почти вся направлена в сторону объекта; именно поэтому одно из самых ярких его свойств, по выражению К. Г. Юнга,— «во всем себя растрачивать и распространяться»... Этим обусловлена и особая энергетическая «окраска» психики многих экстравертов: они производят впечатление активных, деятельных (иногда экспансивных) людей — их волевой импульс направлен вовне. В любом случае, экстравертированный тип имеет тенденцию к направленному взаимодействию с внешней средой. Как правило, он чувствует себя свободным в выборе внешних обстоятельств и, таким образом, может легко приспособить обстоятельства к себе. В частности, инициатива в знакомствах чаще принадлежит экстравертам. УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ИНТРОВЕРТИРОВАННОГО ТИПА Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что ориентируется главным образом на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Поступки интроверта не зависят впрямую от внешних воздействий; они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Иногда это ошибочно расценивают как субъективизм и эгоизм. Но никогда не следует забывать, что всякое восприятие и познание обусловлено не только объективно, но и субъективно, мир существует не только сам по себе, но и таким, каким он нам кажется. Поскольку интроверт воспринимает внешнюю ситуацию как заданную, он, на первых порах, не стремится изменить ее, а сам приспосабливается к ней. В частности, он, как правило, не любит проявлять инициативу в знакомстве с незнакомыми людьми, а ждёт, когда они сами это сделают. Экстраверт – ориентирован на все, происходящее вне его, умеет изменить ситуацию, если она его не устраивает, легко вступает в контакты, как деловые, так и личные. Интроверт – ориентирован на свои внутренние установки по тому или иному поводу, приспосабливается к ситуации, а не изменяет ее, затрудняется в налаживании контактов в незнакомой обстановке. Теперь вернемся к первым двум дихотомиям, логика-этика и сенсорика-интуиция. С учетом того, что каждый из этих четырёх полюсов может проявляться как в экстравертном, так и в интровертном вариантах, мы получаем всего восемь юнговских функций. В соционике для их обозначений используется специальная символика. ![]() Это означает, что, скажем, интровертную логику мы будем обозначать символом Вспомним, что для экстраверта главным и определяющим является то, что происходит вне его, в то время как для интроверта — его собственная внутренняя установка по поводу происходящего. С этих позиций подробнее опишем действия каждой из восьми психических функций. Экстравертный логик ( Он любит что-то мастерить своими руками, хорошо чувствует себя в мире материальных ценностей, понимает свое место в нем, организует его вокруг себя. Факт – вот то, на что он опирается в своих действиях. Ему легко понять принцип устройства машины, установить четкий порядок действий в любой конкретной работе. Название символа Интровертный логик ( Он склонен всю информацию классифицировать на бумаге, составлять графики, планы и схемы. Любит что-нибудь собирать, коллекционировать, заносить в каталоги. Название символа Экстравертный этик ( Название символа Интровертный этик ( Название символа Экстравертный сенсорик ( Бурная физическая активность позволяет экстравертному сенсорику браться за множество дел, везде поспевать, во все вмешиваться... Такой человек — естественный лидер как у себя на производстве, так и в любой случайной компании. Название символа Интровертный сенсорик ( Он также чутко воспринимает ощущения своего тела и малейшие неполадки в нем. Название символа Экстравертный интуит ( Название символа Интровертный интуит ( Этим, однако, дело не ограничивается. Интровертный интуит улавливает не только воображаемое, но и реальное, но эта реальность может оказаться, скорее метафизического, сверхчувственного свойства. Он может, например, обнаружить неожиданную прозорливость и предсказать результат какого-нибудь процесса, усмотрев его прямым образом. Название символа Итак, мы описали 8 основных психических функций. В приведенной ниже таблице мы даем, вместе с символами и соционическими обозначениями функций, их краткую характеристику: ![]()
Программная функция Сформулировать основную программу, диктуемую каждой из восьми психических функций — задача не простая. Дело в том, что конкретный вид этой программы будет зависеть от личной истории каждого человека, то есть от условий его воспитания, уровня культуры, среды проживания и т. д. Поэтому каждая из сформулированных нами установок неизбежно носит весьма приблизительный, общий характер. Но она очерчивает общее направление, которое реализует сознание человека, принадлежащего к конкретному психотипу. В этом и состоит смысл программы.
МОДЕЛЬ «Ю». Согласно этой модели, человеческая психика есть результат совместного действия четырёх «каналов связи». Условимся именовать их по номерам по мере убывания силы действия: от самого сильного до самого слабого. Каждая из функций занимает «свой» канал, не повторяясь ни в одном из них. I. Первый канал — самый мощный, Программный, в наибольшей мере определяющий психический тип человека. Если это экстраверт, канал занят «чёрной» функцией, если интроверт,— «белой». По этому каналу человек получает наиболее полную и объективную информацию о мире. Его мысли, его действия и часто его профессия так или иначе зависят от вида функции, действующей в его Программном канале. Если человек совершает поступок, который противоречит установке его 1-го канала, он долго переживает это событие, как самый недопустимый промах — ведь именно область действия 1-го канала представляется ему неоспоримой ценностью:
II. Второй канал называют продуктивным, или творческим. Это доминантная сфера, область активного действия, направленного вовне. Творческие возможности человека всегда согласуются с функцией, действующей в этом канале. «Черная» этика означает желание разделить с другим человеком его радость и горе, посочувствовать ему, вдохновить его, «белая» сенсорика стимулирует к созданию комфорта и уюта, «белая» логика увлекает на создание новой теории и т. д. Если функция 1-го канала указывает нам Программу психотипа, то функция 2-го канала — способ Реализации этой Программы. Таким образом, мы описали действие главных, наиболее сильных функций 1-го и 2-го каналов. Перейдем теперь к функциям слабых каналов. В этих каналах расположены функции слабых полюсов соответствующих дихотомий. Например, если сенсорика является ведущей и, соответственно, самой сильной функцией 1-го канала, то интуиция займет 4-й, самый слабый канал. Если же 2-й канал занят, например, логикой, то в 3-м, соответственно, окажется этика. III. Третий канал: тут есть стремление (чаще всего неосуществимое) видеть себя в согласии с миром и с самим собой. Но этот канал болезненно воспринимает любое давление, и психическая функция, размещенная здесь, оказывается в результате весьма уязвимой для постороннего «вторжения». Вот почему Третий информационный канал обозначают иногда как КНС (канал наименьшего сопротивления). IV. Четвертый информационный канал называют обычно суггестивным*, ибо по этому каналу человек в наибольшей степени внушаем. Психическая функция, здесь действующая,— самая слабая из четырёх; человек весьма неуверенно по ней ориентируется, и коррекция ему, естественно, необходима. Однако на сознательном уровне он почти безразличен к информации в данной области и довольно слабо её воспринимает. Заметим ещё, что психика каждого человека, в принципе, не может обойтись без всех восьми юнговских функций, однако в модели «Ю» использованы только четыре — они наиболее характерны для каждого психотипа. Прим. Модель Ю является сокращённой версией более полной Модели А; именно последняя чаще всего используется в соционике. От функций – к типам Нетрудно понять, что сенсорики и интуиты руководствуются в своих поступках непосредственным контактом с внешним миром, в то время как логики и этики отстранены от этой непосредственности. Функции Рациональный — предпочитает заранее планировать свои действия, испытывает трудности переключения с одного дела на другое, старается не распыляться на много дел сразу, стремится довести начатое дело до конца. Иррациональный — тот, для кого ведущей является абсолютная сила восприятия, он легко переключается с одного дела на другое, легко делает несколько дел сразу, бывает, что бросает начатое, если увлекся чем-то другим. Теперь наконец мы готовы к тому, чтобы решить нашу первую соционическую задачу. Основные сведения для этого у нас есть. Для удобства приводим здесь полную таблицу. В ней даны используемые наиболее часто названия типов. Здесь три системы: строго соционическая, например, ИЭИ, что означает «Интуитивно-этический интроверт». Вторая система – по именам известных людей, принадлежавших к этим психотипам. И, наконец третья – по их смысловым характеристикам. Прим. Что касается 3-й системы, то в соционике гораздо большее распространению имеют псевдонимы от В.Гуленко. Жёлтым цветом закрашены иррациональные типы, голубым – рациональные. Символы функций для каждого соционического типа обозначены строго по их расположению в «каналах связи» (слева направо): от первого до четвертого включительно. Это значит, что функция, которая стоит слева в ряду, находится в Первом Программном канале, рядом с ней — Второй канал Реализации программ и т. д. Аббревиатурные сокращения в таблице: И (в начале) — интуит, И (в конце) — интроверт, Л — логик, С — сенсорик, Э (в начале) — этик, Э (в конце) — экстраверт. Например: ИЭИ — интуитивно-этический интроверт. Теперь, имея эту таблицу на руках, давайте чуть-чуть поразмыслим. Поразмыслить есть над чем: уже при одном внимательном взгляде на неё возникает ряд недоуменных вопросов, например: почему типов всего 16 — ведь вариантов сочетаний должно быть значительно больше; почему функции располагаются именно так, а не иначе; почему в психике человека должен абсолютно доминировать только один канал, а не два, не три; только ли восемью функциями может определяться психический тип человека? Не на все эти вопросы можно найти логически обоснованный ответ. Когда речь идёт о человеческой психике, все основные закономерности устанавливаются только путем длительных наблюдений (этому помогает и клиническая практика). Именно наблюдениями — их начал К. Юнг — установлено, что действительно в психике доминирует одна из восьми психических функций — она-то и действует в Первом канале. Эта функция, во-первых, должна совпадать с «вертностью» индивида, во-вторых, иметь точную ориентацию по оси «рациональность-иррациональность» и уже в этой области определиться по признаку либо логико-эмоциональному, либо сенсорно-интуитивному. Теперь перейдем к функции, расположенной во Втором, «творческом» канале. Что это за функция? Она должна обладать, по крайней мере, тремя обязательными свойствами: 1. Противоположной «вертностью». Если первая функция (действующая в I канале) интровертна, то вторая должна быть экстравертна и наоборот. 2. Функция II канала должна быть также на другом полюсе по признаку «рациональности-иррациональности», по сравнению с функцией I канала, то есть, если I канал занят рациональной функцией, то во II обязательно будет иррациональная, и наоборот. Два вышеназванных признака можно обосновать очень просто: психика любого нормального человека должна обладать, хотя бы потенциально, свойством равновесия. Поэтому две самые сильные функции в своих основных качествах обязательно будут дополнять друг друга. 3. Между обеими первыми функциями существует самая тесная взаимно стимулирующая связь. О последнем свойстве стоит поговорить подробней. В сущности, что собою представляет соседство двух сильнейших психических функций (расположенных в I и II канале)? Это всегда — совместное действие. Функции постоянно кооперируют: Первый программный канал определяет сферу приоритетов индивидуума, а Второй канал — реализацию этой программы. Обе функции как бы связаны в единое целое. Условимся называть это ВЕДУЩИМ БЛОКОМ. Так вот, именно этот блок и определяет соционический тип. Теперь понятно, почему их 16, (не больше и не меньше): таково количество возможных разнохарактерных сочетаний из 8 по 2. Нелишне ещё раз подчеркнуть, что именно характер функций, действующих в двух самых мощных каналах (особенно в Первом!), определяет «лицо» психического типа. Благодаря этим функциям человек имеет, как правило, определённую, более или менее явно выраженную психологическую ориентацию. 16 типов установки сознания. ПРАКТИКИ. 1. Самое главное – это фактическая реальность, которую необходимо понять и осознать свойства предметов объектного мира ( 2. Сноска: Габен – по имени известного французского актера Жана Габена. Все в окружающем пространстве должно быть эстетичным, удобным, гармоничным, пропорциональным и сбалансированным ( 3. Мне нравится, что миром правит сила, и я готов померяться ею с другими ради победы – ( 4. Жизнь должна подчиняться определённой системе – как в материальном мире, так и в человеческом обществе ( ИССЛЕДОВАТЕЛИ 5. Главное – опираться в своих действиях на фактическую реальность, ( 6. Мир бесконечен, текуч, многообразен, его состояние непрерывно меняется, и цель человека – найти свое место в непрерывном ряду событий, стать его звеном ( 7. Мир полон загадок, таящих в себе необычайные возможности ( 8. В основе всего происходящего лежат определённые закономерности, которые необходимо открыть ( СОЦИАЛЫ 9. Главное, что движет людьми во всех их поступках – это эмоции. Самая большая ценность – положительные эмоции ( 10. Прим. Имеется в виду Дюма-отец. Главное в жизни – это гармония, комфорт, возможность испытать удовольствие ( 11. Прим. Многие соционики не согласны с отнесение Наполеона Бонапарта к данному типу, и используют иной псевдоним – Цезарь. Каждому человеку свойственно стремление к расширению своего влияния, желание власти и славы ( 12. Условие нормальной жизни – гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики, морали и нравственности, бережное хранение традиций ( ГУМАНИТАРИИ 13. Жизнь полна, если в ней присутствует эмоциональный накал, драматизм переживаний ( 14. Главная ценность в мире – роскошные сады собственного воображения. С их помощью можно проникнуть в прошлое и будущее, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику происходящего ( 15. Прим.: Т. Гексли – английский ученый-естествоиспытатель. Самое интересное и захватывающее – это увидеть потенциальные возможности и перспективные направления развития как в человеческом обществе, так и в сфере производства ( 16. Условие нормальной жизни – гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики морали и нравственности, бережное хранение традиций (
Получается, таким образом, что психика наша изначально асимметрична, и, следовательно, человек, если он остается один, вне социума, без помощи партнёра, не может с полной адекватностью воспринимать внешний мир. Эта неадекватность у каждого из 16 типов различна. Следовательно, каждый член социума, имея свои психические преимущества, по-своему полезен окружающим. Но, в свою очередь, это приводит каждого из нас к необходимости интеграции с людьми других типов для компенсации указанной выше асимметрии. Минимальная компенсация — объединение с тем, у кого все функции расположены в обратном порядке: в соционике такое объединение называется дуальной парой. Сильные функции одного в то же время являются ценностями для другого из дуалов (I функция Вашего дуала приходится на Вашу суггестивную функцию, а его II функция всегда противоположна по "цвету" Вашей болевой функции, т.е воздействие по ней успокаивает и даже активизирует Вас). Следующий шаг интеграции — «квадра», коллектив из 4-х человек, устроенный так, что в каждом ряду имеются все 4 функции (две «черные» и две «белые»). ![]() Самая идеальная интеграция — все 16 соционических типов, способных совместно воспринимать и отражать полную картину окружающего мира. Разумеется, здесь предполагается, что у каждого из представителей социона (так называется группа из 16-ти разных типов) уровень культуры примерно одинаков, и все «сильные» функции развиты одинаковым образом. Интертипные отношения В соционике наиболее плодотворным и многообещающим следует считать анализ и прогнозирование человеческих отношений. Дело в том, что информационная структура сознания каждого из 16-ти психологических типов накладывает очень четкие ограничения на характер его связи с другими типами людей, причем эти ограничения зависят не только от самого субъекта, но и от психологического типа его партнёра. Образно говоря, две информационные системы, поставленные рядом, могут или кооперировать, или работать «в противофазе», подавляя друг друга. Как это происходит? Как, согласно Модели Ю, общаются между собой люди разных психотипов? Рассмотрим конкретный пример: ИЛИ(Ба) – СЭЭ(На) – ЛИИ(Роб) ![]() Информация, передаваемая с какой-то функции одного индивидуума, принимается такой же функцией – другого. В нашем примере, волевой напор СЭЭ с первой функции идёт прямо на ранимую – ЛИИ, и на суггестивную, четвертую – ИЛИ. Но, если третья функция воспринимает этот сигнал болезненно, то четвертая – как необходимую помощь, подсказку, как надо действовать. И в результате – отношения СЭЭ и ИЛИ – очень комфортны, а СЭЭ – ЛИИ – напротив, раздражают ЛИИ в высшей степени. Заметим, что и ЛИИ, в свою очередь, также неприятен СЭЭ, поскольку ЛИИ давит на болевую структурную логику СЭЭ. Анализируя подобным же образом все возможные комбинации связей по разным каналам между двумя индивидами разных типов, мы получим 16 вариантов интертипных отношений. Ниже приведены эти варианты на примере взаимодействия СЭЭ(На) со всеми остальными психотипами. Гетеровертные отношения (отношения типов разной вертности) Отношения полного дополнения дуальные (Д), наилучшим образом взаимно поддерживают друг друга. Полудуальные отношения (пД), есть поддержка 1-4 функций, но нет поддержки болевой, третьей. Отношения полной противоположности (пп), все функции расположены одинаковым образом, но у них – разная вертность, и партнёры плохо понимают друг друга. Отношения миражные (М), поддержка болевых функций – вторыми, как в дуальных отношениях, но нет поддержки четвертых функций. Зеркальные отношения (З), функции ведущего блока поменялись местами, что для одного Программа, для другого – реализация ее. Отношения конфликта (К), партнёры своими сильными Программными функциями давят на болевые друг друга. 8. Отношения ревизии(Р), когда партнёры находятся в неравном положении друг к другу, один имеет выход своей сильной функции на болевую другого, а этот другой – не может ответить ему тем же, он для него – подзаказный (пЗ), зато он в таком же положении ревизора – к другому психотипу, своему подзаказному и т.д. Гомовертные отношения (отношения партнёров одинаковой вертности). Тождественные отношения (Т), партнёры общаются со своим тождественным типом, не давят друг на друга, но и не имеют поддержки. Родственные отношения (ро), в которых есть выход на болевые функции друг друга со стороны более сильных – вторых. Отношения суперэго (сэ), так же, как и в родственных, давление со вторых, на третьи, к тому же и программные функции различны. Деловые отношения (де), у партнёров одинаковый способ действия, но разные Программы. Отношения активации (А), когда вторые сильные функции партнёров активизируют четвертые слабые, но нет прямого давления на болевые со стороны первых, так как первые – другой вертности. Отношения параллельного квазитождества (кт), взаимодействие – только по слабым функциям. Отношения социального заказа (Зк), когда каждый из партнёров для кого-то – заказчик, а для другого – подзаказный (пЗ), подобно тому, как это было в случае 7,8 – в ревизии. В случае асимметричных отношений наблюдаются кольца ревизии и кольца заказа. Кольца ревизии: ИЛЭ – ЛСИ – СЭЭ – ЭИИ – ИЛЭ СЭИ – ЭИЭ – ИЛИ – ЛСЭ – СЭИ ЛИИ – ИЭЭ – ЭСИ – СЛЭ – ЛИИ ЭСЭ – СЛИ – ЛИЭ – ИЭИ – ЭСЭ Кольца заказа: ИЛЭ – ЭИЭ – СЭЭ – ЛСЭ – ИЛЭ СЭИ – ЛСИ – ИЛИ – ЭИИ – СЭИ ЛИИ – СЛИ – ЭСИ – ИЭИ – ЛИИ ЭСЭ – ИЭЭ – ЛИЭ – СЛЭ – ЭСЭ Условно отношения можно разделить на три группы: комфортные или очень комфортные, нейтральные и совсем не комфортные. К первой группе относятся дуальные, полудуальные, активации, миражные – осуществляется поддержка слабых функций, сильными – партнёра. Вторая группа – тождественные, зеркальные, заказные, полная противоположность, деловые, квазитождественные. Третья группа – конфликтные, ревизии, суперэго, родственные – во всех этих случаях подвергается воздействию болевая функция со стороны сильной – партнёра.
• Чё-то всё мне это напоминает работу компьютера: на базе основных программ начинают возникать какие-то новые, которые потом сохраняются или отрабатываются как промежуточные и откладываются в долгий ящик, - сказал Яй и стал тыкать пальцами по клавиатуре превратившегося Яня. На мониторе стали проявляться непонятные формулы. • Слушай Янь, Чё-то как-то механически всё – без души человеческой. • Ну, а ты как хотел, душу изучает наука, которая на латинском языке называется психология, а до этого момента ты знакомился с физическими проявлениями жизнедеятельности человека. На мониторе вспыхнула надпись «ЗАПУСК ДУШИ». Нажмите кнопку « INTER » после наведения стрелки на сноску «NET» или « YES ».
|